Если документы не предоставляются проверяющим: Хорошо это или плохо? Возможности против последствий.
«Документы, а нередко их отсутствие в нужное время – это то орудие, которое может быть использовано в пользу налогоплательщика либо против него» (из адвокатского опыта)…
1) Непредоставили проверяющим документы на начало (!) проверки?
Тогда есть еще время предоставить их в сроки, о которых речь пойдет ниже. И это не только не будет нарушением, но и в случае, когда документы могут быть использованы против Вас, это будет тактически правильным ходом. Лучше перепроверить документы, чем предоставлять их против себя. Если не уверены, то иногда лучше посоветоваться со специалистами, чтобы уберечь себя от повышения цены вопроса, то есть уменьшения суммы возможных штрафных санкций и пени. Именно понижение цены вопроса, зачастую, может являться минимальной задачей при прохождении проверки.
2) Проверяющим должны предоставляться только копии документов и только по описи, которую они должны составлять и подписывать (п.85.7 ст.85 НКУ)
Изъятие оригиналов документов возможно только в рамках уголовного производства (п.85.5 ст.85 НКУ).
НО если:
3) Оригиналы документов изъяты правоохранителями?
Тогда может и не быть налоговой проверки.
При предоставлении подтверждения, изъятия правохранительными органами документов, относящихся к предмету проверки, начало проведения проверки откладывается до момента предоставления такими органами по запросу налоговиков заверенных копий этих документов или доступа к таким документам (абз.1 п.44.6 ст.44 и п.85.9 ст. 85 НКУ)
4) Пропали документы?
Тогда начало проверки могут отложить на 90 дней.
В случае утраты документов, повреждения или досрочного уничтожения документов, возможно отложение сроков проведения проверки на 90 дней с момента уведомления контролирующего органа о таком факте (п.44.5 ст.44 НКУ). В течение этого срока налогоплательщик обязан восстановить эти документы. По истечении этого срока и невосстановлении документов возможно проведение проверки на основании имеющихся документов (абз.1 п.44.6 ст.44 НКУ)
5) Началась проверка и налогоплательщик не предоставил документов?
Тогда их можно предоставить за 3 дня до дня окончания проверки.
То есть не позже 4 календарного дня перед окончанием проверки (включая день окончания проверки). В случае предоставления документов в такой срок проверяющий обязан их учесть, а если не учитывает, то до истечения этого же срока их должен получить контролирующий орган (абз.1 и абз.3 п.44.7 ст.44 НКУ). Это не создает основания для продления срока проверки или проведения внеплановой проверки.
6) Налогоплательщик не предоставил документов за 3 дня до дня окончания проверки?
Тогда их можно предоставить и в течение 5 рабочих дней после получения акта проверки.
НО есть 2 подварианта:
1. Получение документов проверяющим или контролирующим органом до окончания проверки (но позднее 3 дня до дня ее окончания) создает основания для императивного (то есть это не право, а обязанность налоговиков) продления срока проведения проверки на срок, определенный ст.82 НКУ (абз.3 п.44.7 ст.44 НКУ)
2. Получение документов проверяющим или контролирующим органом после окончания проверки (но не позднее 5 рабочего дня после получения налогоплательщиком акта проверки) влечет возникновение права налоговиков назначить внеплановую проверку такого налогоплательщика (абз.4 п.44.7 ст.44 НКУ).
7) Налогоплательщик не предоставил документов в течение 5 рабочих дней после получения акта проверки?
Тогда их можно предоставить во время обжалования учетом следующих оговорок.
НО тут есть риск, что суд может применить против налогоплательщика абз.1 п.44.6 ст.46 НКУ.
В пользу налогоплательщика можно применить ч.3 ст.242 КАС Украины.
Но что касается судебной практики, то в условиях реформирования судопроизводства, остается только ждать позиции по данному вопросу нового Верховного Суда. В пользу этого говорит и то, что согласно текущему законодательству судебные решения Высшего административного суда Украины не являются обязательными для учета при рассмотрении дел согласно текущей редакции КАС Украины.
А жаль, вот что сказано в определении Высшего административного суда Украины от 28.01.2016г. по административному делу № 804/19448/14:
«В подтверждение правомерности формирования налогового кредита по хозяйственным операциям с вышеуказанными контрагентами, истцом представлен в суд определенный пакет документов, однако указанные документы в полном объеме не были предметом исследования в судах предыдущих инстанций, поскольку суды считали, что такие документы не были предоставлены налоговому органу во время проведения проверки, а потому у судов отсутствовали основания для их учета при принятии решения. Указанные выводы судов предыдущих инстанций прямо противоречат требованиям статьи 11 КАС Украины относительно полного и всестороннего установления обстоятельств дела.»
Вот что об этом говорит Налоговый кодекс Украины: «86.6. Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.»
В случае несогласия с содержанием акта проверки рекомендуется:
1. внести в акт проверки все свои возражения, а если нужно дополнительное время для их грамотного сформулирования (так как лучше не делать это "на эмоциях"), то тогда лучше указать в акте «Не згодний, заперечення будуть надані у строк встановлений законом»;
2. подписать акт проверки;
3. расписываться в подтверждение получения акта проверки.
Почему именно такие рекомендации?
Потому, что:
1. согласно п.86.7 ст.86 Налогового кодекса Украины у налогоплательщика есть право предоставить своим возражения и/или дополнительные документы в течение 5 рабочих дней после получения акта проверки;
2. с момента получения акта проверки у налогоплательщика появляется возможность приступить к подготовке защиты своих интересов. В случае отказа от подписания акта проверки налоговики вправе отправить акт по почте на налоговый адрес и тогда риск неполучения будет нести сам налогоплательщик.
Ну, а о том, какие возможности налогоплательщик имеет по результатам налоговой проверки, тема отдельных наших публикаций.